Рафаэль Санти (28 марта[2] 1483, Урбино — 6 апреля 1520, Рим) — великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы.

К числу первых работ относятся «Хоругвь с изображением Святой Троицы» (около 1499—1500) и алтарный образ «Коронование св. Николы из Толентино» (1500—1501) для церкви Сант-Агостино в Читта ди Кастелло.

В 1501 году Рафаэль приходит в мастерскую Пьетро Перуджино в Перудже, поэтому ранние работы выполнены в стиле Перуджино.

В это время он часто уезжает из Перуджи домой в Урбино, в Читта ди Кастелло, совместно с Пинтуриккьо посещает Сиену, выполняет ряд работ по заказам из Читта ди Кастелло и Перуджи.

В 1502 году появляется первая рафаэлевская мадонна — «Мадонна Солли», мадонн Рафаэль будет писать всю жизнь.

Первые картины, написанные не на религиозную тематику — «Сон рыцаря» и «Три грации» (обе — около 1504).

Постепенно Рафаэль вырабатывает свой стиль и создаёт первые шедевры — «Обручение Девы Марии Иосифу» (1504), «Коронование Марии» (около 1504) для алтаря Одди.

Помимо крупных алтарных полотен пишет небольшие картины: «Мадонна Конестабиле» (1502—1504), «Святой Георгий, поражающий дракона» (около 1504—1505) и портреты — «Портрет Пьетро Бембо» (1504—1506).

В 1504 году в Урбино знакомится с Бальдассаром Кастильоне.

В конце 1504 года переезжает во Флоренцию. Здесь он знакомится с Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бартоломео делла Порта и многими другими флорентийскими мастерами. Тщательно изучает технику живописи Леонардо да Винчи, Микеланджело. Сохранился рисунок Рафаэля с утраченной картины Леонардо да Винчи «Леда и лебедь» и рисунок со «Св. Матфеем» Микеланджело. «…те приемы, которые он увидел в работах Леонардо и Микеланджело, заставили его работать ещё упорнее, чтобы извлекать из них невиданную пользу для своего искусства и своей манеры.»

Первый заказ во Флоренции поступает от Аньоло Дони на портреты его и жены, последний написан Рафаэлем под явным впечатлением от «Джоконды». Именно для Аньоло Дони Микела?нджело Буонарро?ти в это время создаёт тондо «Мадонна Дони».

Рафаэль пишет алтарные полотна «Мадонна на троне с Иоанном Крестителем и Николаем из Бари» (около 1505), «Положение во гроб» (1507) и портреты — «Дама с единорогом» (около 1506—1507).

Популярность Рафаэля постоянно растёт, он получает много заказов на образы святых — «Святое семейство со св. Елизаветой и Иоанном Крестителем» (около 1506—1507). «Святое Семейство (Мадонна с безбородым Иосифом)» (1505—1507), «Св. Екатерина Александрийская» (около 1507—1508).

Во Флоренции Рафаэль создал около 20 Мадонн. Хотя сюжеты стандартны: Мадонна либо держит Младенца на руках, либо он играет рядом с Иоанном Крестителем, все мадонны индивидуальны и отличаются особой материнской прелестью (по-видимому, ранняя смерть матери оставила глубокий след в душе Рафаэля).

Растущая слава Рафаэля приводит к росту заказов на мадонн, он создаёт «Мадонну Грандука» (1505), «Мадонну с гвоздиками» (около 1506), «Мадонну под балдахином» (1506—1508). К лучшим произведениям этого периода относятся «Мадонна Террануова» (1504—1505), «Мадонна с щегленком» (1506), «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем („Прекрасная садовница“)» (1507—1508).

Во второй половине 1508 года Рафаэль переезжает в Рим (там он проведёт всю оставшуюся жизнь) и становится при содействии Браманте официальным художником папского двора. Ему поручено расписать фресками Станцу делла Сеньятура. Для этой станцы Рафаэль пишет фрески, отражающие четыре вида интеллектуальной деятельности человека: богословие, юриспруденцию, поэзию и философию — «Диспута» (1508—1509), «Правосудие» (1511), и самые выдающиеся «Парнас» (1509—1510) и «Афинскую школу» (1510—1511).

На «Парнасе» изображён Аполлон с девятью музами в окружении восемнадцати знаменитых древнегреческих, древнеримских и итальянских поэтов. «Так, на стене, обращённой к Бельведеру, там, где Парнас и родник Геликона, он написал на вершине и склонах горы тенистую рощу лавровых деревьев, в зелени которых как бы чувствуется трепетание листьев, колеблемых под нежнейшим дуновением ветерков, в воздухе же — бесконечное множество обнажённых амуров, с прелестнейшим выражением на лицах, срывают лавровые ветви, заплетая их в венки, разбрасываемые ими по всему холму, где все овеяно поистине божественным дыханием — и красота фигур, и благородство самой живописи, глядя на которую всякий, кто внимательнейшим образом её рассматривает, диву даётся, как мог человеческий гений, при всем несовершенстве простой краски, добиться того, чтобы благодаря совершенству рисунка живописное изображение казалось живым.»[4]

«Афинская школа» — блестяще выполненная многофигурная (около 50 персонажей) композиция, на которой представлены древние философы, многим из которых Рафаэль придал черты своих современников, например, Платон написан в образе Леонардо да Винчи, Гераклит в образе Микеланджело, а стоящий у правого края Птолемей очень похож на автора фрески. «На ней представлены мудрецы всего мира, спорящие друг с другом на все лады… Среди них есть и Диоген со своей миской, возлежащий на ступенях, фигура — очень обдуманная в своей отрешённости и достойная похвалы за красоту и за столь подходящую для неё одежду… Красота же упомянутых выше астрологов и геометров, вычерчивающих циркулем на табличках всякие фигуры и знаки, поистине невыразима.»

Папе Юлию II работа Рафаэля очень понравилась, даже когда она была ещё не закончена, и папа поручил живописцу расписать ещё три станцы, причём уже начавшие там росписи художники, включая Перуджино и Синьорелли, были отстранены от работ. Учитывая огромный объём предстоящей работы, Рафаэль набрал учеников, которые по его эскизам выполнили большую часть заказа, четвёртая станца Константина — полностью расписана учениками.

В станце Элиодоро были созданы «Изгнание Элиодора из храма» (1511—1512), «Месса в Больсене» (1512), «Аттила под стенами Рима» (1513—1514), но самой удачной стала фреска «Освобождение апостола Петра из темницы» (1513—1514). «Не менее искусства и таланта проявлено художником в той сцене, где св. Петр, освобождённый от своих цепей, выходит из тюрьмы в сопровождении ангела … А так как история эта изображена Рафаэлем над окном, вся стена оказывается более тёмной, поскольку свет ослепляет зрителя, смотрящего на фреску. Естественный же свет, падающий из окна, настолько удачно спорит с изображёнными ночными источниками света, что кажется, будто ты в самом деле видишь на фоне ночного мрака и дымящееся пламя факела, и сияние ангела, переданные столь натурально и столь правдиво, что никогда не скажешь, что это просто живопись, — такова убедительность, с какой художник воплотил труднейший замысел. Ведь на доспехах можно различить и собственные, и падающие тени, и отражения, и дымный жар пламени, выделяющиеся на фоне такой глубокой тени, что можно поистине считать Рафаэля учителем всех остальных художников, достигшим в изображении ночи такого сходства, которого живопись дотоле никогда не достигала.»

Сменивший в 1513 году Юлия II Лев X также высоко ценил Рафаэля.

В 1513—1516 годах Рафаэль по заказу папы занимался изготовлением картонов с сюжетами из Библии для десяти шпалер, которые предназначались для Сикстинской капеллы. Наиболее удачен картон «Чудесный улов» (всего до нашего времени дошло семь картонов).

Ещё одним заказом от папы были лоджии, выходящие во внутренний ватиканский двор. По проекту Рафаэля они были возведены в 1513—1518 годах в виде 13 аркад, в которых по эскизам Рафаэля были расписаны учениками 52 фрески на библейские сюжеты.

В 1514 умер Браманте, и Рафаэль стал главным архитектором строящегося в то время собора Святого Петра. В 1515 году он получает и должность главного хранителя древностей.

В 1515 году в Рим приезжает Дюрер и осматривает станцы. Рафаэль дарит ему свой рисунок, в ответ немецкий художник прислал Рафаэлю свой автопортрет, дальнейшая судьба которого неизвестна.

Несмотря на загруженность работами в Ватикане, Рафаэль выполняет заказы церквей на создание алтарных образов: «Святая Цецилия» (1514—1515), «Несение креста» (1516—1517), «Видение Иезекииля» (около 1518).

Последним шедевром мастера является величественное «Преображение» (1518—1520), картина, в которой проглядывают черты барокко. В верхней части Рафаэлем в соответствии с Евангелием на горе Фавор изображено чудо преображения Христа перед Петром, Иаковом и Иоанном. Нижняя часть картины с апостолами и бесноватым отроком была завершена Джулио Романо по эскизам Рафаэля.

Национальность

Итальянец

Жанры

Высокое Возрождение

Годы жизни

1483 – 1520

Википедия

Открыть страницу


Работы художника:



Название

Ангел.

Год создания

1501.

Название

Ангел

Год создания

10 декабря 1500 г.–13 сентября 1501 г.

Название

Поклонение волхвов

Год создания

Неизвестно

Название

Святое семейство под дубом

Год создания

1518

Название

Иоанна Арагонская

Год создания

1518

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Автопортрет с другом

Год создания

Неизвестно

Название

Форнарина

Год создания

16 век

Название

Иоанн Креcтитель в пустоши

Год создания

1518-1520

Название

Преображение.

Год создания

1518 - 1520

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Портрет Елизаветы Гонзага

Год создания

1503

Название

Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем

Год создания

1507

Название

Женский портрет

Год создания

16 век

Название

Святой спасает несправедливо осужденных на повешение

Год создания

ок 1500

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Святое семейство с агнцем

Год создания

1507

Название

Алтарь колонна, центральная часть,сцена:Мария с младенцем Христом, младенец Иоанн Креститель. справа Св.Павел

Год создания

1503

Название

Обручение Богородицы

Год создания

1504

Название

Воскресение Христа

Год создания

16 век

Название

Мадонна с книгой

Год создания

16 век

Название

Мадонна Конестабиле

Год создания

1502-1504

Название

Аллегория (Сон рыцаря).

Год создания

Ок. 1504

Название

Портрет юноши с яблоком

Год создания

1505

Название

Мужской портрет

Год создания

начало 16 века

Название

Портрет молодого человека

Год создания

16 век

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Святой Михаил и дракон . Лувр, Париж

Год создания

1503 - 1505

Название

Cappella di San Severo di Perugia

Год создания

1505 - 1508/ 1521

Название

Святой Себастьян

Год создания

1501 - 1503

Название

Три грации

Год создания

1503

Название

Проповедь Иоанна Крестителя (пределла алтаря из церкви Сан Фьоренцо в Перудже)

Год создания

1505

Название

Моление о чаше

Год создания

ок 1504

Название

Несение креста

Год создания

1504 - 1505

Название

Мадонна Ансидеи (панель алтаря из церкви Сан Фьоренцо в Перудже)

Год создания

1505

Название

Святое семейство

Год создания

1506 г.

Название

Мадонна Грандука

Год создания

1504

Название

Дама с единорогом

Год создания

1505-1506

Название

Мадонна с младенцем

Год создания

15 век

Название

Мадонна Террануова

Год создания

ок 1505

Название

Мадонна с благословляющим Младенцем со свв Иеронимом и Франциском

Год создания

ок.1502

Название

Портрет беременной женщины (Донна Гравида)

Год создания

1506

Название

Мадонна со щеглом

Год создания

1505 - 1506

Название

Портрет молодого человека

Год создания

16 век

Название

Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем

Год создания

16 век

Название

Иисус Христос

Год создания

1547

Название

Орлеанская мадонна

Год создания

1506

Название

Портрет Аниел Одони

Год создания

16 век

Название

Portrait of Maddalena Doni

Год создания

1506

Название

Святой Георгий и дракон

Год создания

ок.1506

Название

Three Dead Men,

Год создания

около 1503

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Святое Cемейство Каниджани

Год создания

1507

Название

Положение во гроб

Год создания

1507

Название

Святое семейство с младенцем

Год создания

15 век

Название

Святое семейство с ягненком

Год создания

1507

Название

Мадонна с младенцем и маленьким Иоанном Крестителем

Год создания

16 век

Название

Мадонна с гвоздиками

Год создания

16 век

Название

Мадонна с младенцем

Год создания

16 век

Название

Портрет Гвидобальдо да Монтефельтро

Год создания

1503

Название

Алтарь Одди - Коронование Девы Марии

Год создания

1502 - 1504

Название

Портрет молодой женщины

Год создания

15 век

Название

Святая Екатерина Александрийская

Год создания

16 век

Название

Мадонна под балдахином

Год создания

1507 - 1508

Название

Мадонна Эстерхази

Год создания

1509

Название

Мадонна с младенцем

Год создания

16 век

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Мадонна Темпи

Год создания

1509

Название

Мадонна Альдобрандини

Год создания

Неизвестно

Название


Год создания

Неизвестно

Название

Мадонна Лорето

Год создания

Неизвестно

Название

Портрет кардинала Боббиены

Год создания

1516

Название

Мадонна на лугу или Бельведерская мадонна

Год создания

1505

Название

Папа Юлий 11

Год создания

1512

Название

Мария и Иоанн Креститель поклоняются спящему младенцу Иисусу

Год создания

1518

Название

Мадонна Макинтоша

Год создания

1509 - 1511

Название

Мадонна Фолиньо

Год создания

1511

Название

Пророк Исайя, фреска ц. Сант-Агостино, Рим, ок.

Год создания

1508 - 1512

Название

Портрет молодого человека

Год создания

неизвестно

Название

Мадонна с младенцем с архангелом Рафаилом, Товией и св Иеронимом

Год создания

1513 - 14

Название

благовещение

Год создания

1483

Название

Сикстинская мадонна

Год создания

1512

Название

Сибиллы и Пророки. Фреска церкви Санта-Мария делла Паче, Рим. Фрагмент: Сибиллы Предложить название

Год создания

1514

Название

Сбиллы и пророки. Фреска церкви Санта-Мария делла Паче. Рим. Фрагмент Сибиллы, левая сторона.

Год создания

1514

Название

Сивиллы, прорицатели и оракулы-мошенники

Год создания

1609

Название

Мадонна дель Импанната Галерея Палаццо Питти, Флоренция.

Год создания

1514 - 1515

Название

Мадонна в кресле

Год создания

1515

Название

Мадонна в шатре

Год создания

16 век

Название

Святая Цецилия со святыми Павлом, Иоанном Богословом, Августином и Марией Магдалиной

Год создания

1514

Название

Бальдассаре Кастильо́не, граф Новилары — итальянский писатель. Автор трактата «Придворный», одного из самых знаменитых сочинений итальянского Возрождения.

Год создания

16 век

Название

Биндо Альтовити

Год создания

1515

Название

Портрет Томмазо Ингирами

Год создания

1515 - 1516

Название

Alessandro de' Medici, Duke of Florence

Год создания

1512

Название

Сретение Господне

Год создания

1502 - 1504

Название

Несение креста

Год создания

Неизвестен

Название

Донна Велата

Год создания

1515-1516

Название

Двойной портрет

Год создания

ок.1516

Название

Кардинал Биббьена

Год создания

1516

Название

Встреча Марии и Елизаветы

Год создания

Неизвестно

Название

Видение Иезекииля

Год создания

1518

Название

Святой Архангел Михаил

Год создания

1516

Название

Святая Маргарита

Год создания

1518

Название

Святое семейство Франциска I

Год создания

1518 г.

Название

Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и Св. Анной

Год создания

Неизвестно

Название

Мадонна с младенцем

Год создания

15 век

Название

Мадонна с канделябрами

Год создания

1514

Название

Джулиано Медичи (1479-1516), герцог Nemours

Год создания

16 век

Название

портрет кардинала Бибиены.

Год создания

около 1516