Боттичелли Сандро [собственно Алессандро ди Мариано Филипепи, Alessandro di Mariano Filipepi] (1445, Флоренция — 17 мая 1510, Флоренция), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы. Сандро Боттичелли — один из самых ярких художников итальянского ренессанса. Он создал пленительные по своей возвышенности образы-аллегории и подарил миру идеал женской красоты. Родился в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи; прозвище «Боттичелло» — «бочоночек» — унаследовал от старшего брата Джованни. Среди первых сведений о художнике — запись в кадастре 1458 года, сделанная отцом о нездоровье своего младшего сына. По окончании учебы Боттичелли стал подмастерьем в ювелирной мастерской своего брата Антонио, но долго в ней не задержался и около 1464 перешел в ученики к монаху фра Филиппо Липпи из обители Кармине, одному из самых знаменитых художников того времени.

Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении. Нет точных сведений о периоде обучения Боттичелли у Филиппо Липпи и об их личных отношениях, но можно предположить, что они вполне ладили между собой, поскольку через несколько лет сын Липпи стал учеником Боттичелли. Их сотрудничество продолжалось до 1467 года, когда Филиппо переехал в Сполето, а Боттичелли открыл свою мастерскую во Флоренции. В произведениях конца 1460-х годов хрупкая, плоскостная линеарность и грация, перенятые от Филиппо Липпи, сменяются более объемной трактовкой фигур. Приблизительно в это же время Боттичелли начал применять охристые тени для передачи телесного цвета — прием, который стал приметной чертой его стиля. Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка, интерес к бытовым деталям (“Поклонение волхвов”, около 1474–1475, Уффици).

С конца 1470-х годов, после сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности, появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической одухотворенностью (“Весна”, около 1477–1478, “Рождение Венеры”, около 1482–1483, – обе в Уффици). Одушевленность ландшафта, хрупкая красота фигур, музыкальность легких, трепетных линий, прозрачность изысканных, словно сотканных из рефлексов красок создают в них атмосферу мечтательности и легкой грусти.

Станковым портретам художника (портрет мужчины с медалью, 1474, галерея Уффици, Флоренция; портрет Джулиано Медичи, 1470-е, Бергамо; и другим) свойственно сочетание тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души и четкая детализация характеров портретируемых. Благодаря Медичи Боттичелли близко познакомился с идеями гуманистов (значительное их число входило в кружок Медичи, своего рода элитный интеллектуальный центр ренессансной Флоренции), многие из которых отразились в его творчестве. Например, мифологические картины (“Афина Паллада и Кентавр”, 1482; “Венера и Марс”, 1483 и другие) были, естественно, написаны художником Боттичелли по заказу культурной элиты и предназначались для украшения палаццо или вилл знатных флорентийских заказчиков. До времени творчества Сандро Боттичелли мифологическая тематика в живописи встречалась в декоративных украшениях свадебных кассоне и предметах прикладного искусства, только изредка становясь объектом живописи.

В 1481 году Сандро Боттичелли получил от папы Сикста IV почетный заказ. Понтифик только что закончил строительство Сикстинской капеллы Ватиканского дворца и пожелал, чтобы лучшие художники украсили ее своими фресками. Наряду с известнейшими мастерами монументальной живописи того времени — Перуджино, Козимо Росселлини, Доменико Гирландайо, Пинтуриччино и Синьорелли — по указанию папы был приглашен и Боттичелли. В выполненных Сандро Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (“Сцены из жизни Моисея”, “Наказание Корея, Дафана и Абирона”, “Исцеление прокаженного и искушение Христа”) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик. Во всех трех фресках художником мастерски решена проблема изложения сложной богословской программы в ясных, легких и живых драматических сценах; при этом в полной мере используются композиционные эффекты.

Боттичелли возвратился во Флоренцию летом 1482 года, возможно, по причине смерти своего отца, но, скорее всего, по делам собственной мастерской, загруженной работой. В период между 1480 и 1490 годами его слава достигла апогея, и он стал получать до того огромное число заказов, что справляться с ними самому было почти невозможно, поэтому большую часть картин “Мадонн с младенцем” заканчивали его ученики, старательно, но не всегда блестяще, копировавшие манеру своего мастера. В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483–84), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми. Волшебная грация, красота, богатство воображения и блестящее исполнение, присущие картинам на мифологические темы, присутствуют также в нескольких знаменитых алтарях Боттичелли, написанных в течение 1480-х годах. К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и “Благовещение Честелло” (1489–1490, Уффици).

В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (“Оплакивание Христа”, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан; “Клевета”, после 1495, Уффици). Резкие контрасты ярких цветовых пятен, внутренняя напряженность рисунка, динамика и экспрессия образов свидетельствуют о необыкновенной перемене в мировосприятии художника — в сторону большей религиозности и даже своеобразного мистицизма. Однако его рисунки к “Божественной комедии” Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин, и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов.

В последние годы жизни художника его слава клонилась к закату: наступала эра нового искусства и, соответственно, новая мода и новые вкусы. В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело — его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно. Примечательно, что когда в 1502 году Изабелла дЭсте искала для себя флорентийского художника и Боттичелли дал свое согласие на работу, она отвергла его услуги. Вазари в своих «Жизнеописаниях…» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. Скорее всего, образ совершенно забытого и бедного художника — создание Вазари, который был склонен к крайностям в жизнеописаниях художников.

Умер Сандро Боттичелли в 1510 году; так закончилось Кватроченто — эта счастливейшая эпоха во флорентийском искусстве. Боттичелли скончался в возрасте 65 лет и был похоронен на кладбище флорентийской церкви Оньиссанти. Вплоть до 19 века, когда его творчество вновь было открыто художником-прерафаэлитом Данте Габриэлем Россетти и художественными критиками Уолтером Патером и Джоном Рескиным, его имя фактически было забыто для истории искусства. В Боттичелли они увидели родственное предпочтениям своей эпохи — душевную грацию и меланхолию, «симпатию к человечеству в его неустойчивых состояниях», черты болезненности и декаданса. Следующее поколение исследователей живописи Боттичелли, например Герберт Хорн, писавший в первых десятилетиях XX века, различило в ней иное — умение передать пластику и пропорции фигуры — то есть приметы энергичного языка, характерного для искусства раннего Ренессанса. Перед нами довольно разные оценки. Что же определяет искусство Боттичелли? XX век много сделал для того, чтобы приблизиться к его пониманию. Картины мастера органично включили в контекст его времени, связав с художественной жизнью, литературой и гуманистическими представлениями Флоренции. Живопись Боттичелли, притягательная и загадочная, созвучна мировоззрению не только эпохи раннего ренессанса, но и нашего времени.

Национальность

Итальянец

Жанры

Раннее Возрождение

Годы жизни

1445 - 1510

Википедия

Открыть страницу


Работы художника:



Название

Мадонна с младенцем и два ангела

Год создания

1460-1465

Название

Воскресший Христос

Год создания

около 1480

Название

Паллада и Кентавр

Год создания

1482-1483

Название

Паллада и Кентавр (фрагмент)

Год создания

1482-1483

Название

Портрет молодого человека

Год создания

около 1482-1485

Название

Портрет молодого человека

Год создания

около 1482-1485

Название

История Настаджо дельи Онести III

Год создания

около 1483

Название

История Настаджо дельи Онести I

Год создания

около 1483

Название

История Настаджо дельи Онести II

Год создания

около 1483

Название

История Настаджо дельи Онести IV

Год создания

около 1483

Название

Юдифь, покидающая палатку Олоферна

Год создания

1495-1500

Название

Мадонна с книгой

Год создания

около 1480-1481

Название

Венера и Марс

Год создания

около 1485

Название

Портрет молодой женщины

Год создания

1480-1485

Название

Джованна Альбицци с Венерой и грациями

Год создания

около 1483-1486

Название

Портрет молодого человека

Год создания

около 1469

Название

Лоренцо Торнабуони перед аллегорическими фигурами семи свободных искусств

Год создания

около 1483-1486

Название

Портрет молодого человека

Год создания

1480-1485

Название

Мадонна с младенцем на троне

Год создания

1484

Название

Благовещение

Год создания

1485

Название

Моление о чаше

Год создания

около 1500

Название

Рождение Венеры

Год создания

около 1485

Название

Рождение Венеры (фрагмент)

Год создания

около 1485

Название

Рождение Венеры (фрагмент)

Год создания

около 1485

Название

Суд Париса

Год создания

1485-1488

Название

Мадонна с младенцем

Год создания

около 1475-1485

Название

Мадонна с гранатом

Год создания

около 1487

Название

Мадонна с гранатом (фрагмент)

Год создания

около 1487

Название

Мадонна на троне с четырьмя ангелами и шестью святыми

Год создания

около 1488

Название

Преображение Господне, святой Иероним, святой Августин

Год создания

около 1500

Название

Мадонна на троне с четырьмя ангелами и шестью святыми (фрагмент)

Год создания

около 1488

Название

Мадонна на троне с четырьмя ангелами и шестью святыми (фрагмент)

Год создания

около 1488

Название

Видение святого Августина

Год создания

около 1488

Название

Христос во гробе

Год создания

около 1488

Название

Саломея с головой Иоанна Крестителя

Год создания

около 1488

Название

Извлечение сердца святого Игнатия

Год создания

около 1488

Название

Благовещение

Год создания

1489

Название

Благовещение Честелло (фрагмент)

Год создания

1489

Название

Мадонна с Младенцем

Год создания

1465-70

Название

Аллегория силы

Год создания

около 1470

Название

Мадонна с младенцем, шестью ангелами и Иоанном Крестителем

Год создания

около 1485

Название

Поклонение младенцу Христу

Год создания

1480-1490

Название

Поклонение Мадонны и пяти ангелов младенцу Христу

Год создания

1485-1490

Название

Поклонение Младенцу Христу

Год создания

около 1500

Название

Мадонна с младенцем и двумя ангелами

Год создания

около 1490

Название

Мадонна с младенцем и двумя ангелами (фрагмент)

Год создания

около 1490

Название

Мадонна с младенцем

Год создания

около 1490

Название

Мадонна перед спящим младенцем

Год создания

около 1490

Название

Портрет мужчины

Год создания

около 1490

Название

Поклонение волхвов

Год создания

около 1500

Название

Портрет мужчины

Год создания

1490

Название

Оплакивание Христа

Год создания

около 1490

Название

Коронование Марии

Год создания

1488-1490

Название

Коронование Марии (фрагмент)

Год создания

1488-1490

Название

Святой Иоанн на Патмосе

Год создания

1488-1490

Название

Святой Августин в келье

Год создания

1488-1490

Название

Благовещение

Год создания

1488-1490

Название

Покаяние Святого Иеронима

Год создания

1488-1490

Название

Чудо святого Элигия

Год создания

1490 - 1492

Название

Поклонение младенцу

Год создания

около 1500

Название

Мадонна с младенцем, двумя ангелами и юным Иоанном Крестителем

Год создания

1465-1470

Название

Благовещение

Год создания

1490-1500

Название

Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем

Год создания

1491-1493

Название

Мадонна с младенцем и тремя ангелами (Мадонна дель Падильоне)

Год создания

около 1493

Название

Благовещение

Год создания

около 1493

Название

Мадонна с младенцем и двумя ангелам

Год создания

около 1493

Название

Святой Августин в келье

Год создания

1490-1494

Название

Святая Троица

Год создания

1491-1493

Название

Мистическое Рождество

Год создания

1500

Название

Мадонна с младенцем и юным Иоанном Крестителем

Год создания

1490-1500

Название

Мадонна с младенцем

Год создания

около 1467

Название

Рождество Христово

Год создания

1490-1495

Название

Портрет Лоренцо ди Сер Пьеро Лоренци

Год создания

1490-1495

Название

Портрет Данте

Год создания

около 1495

Название

Клевета

Год создания

около 1495

Название

Клевета (фрагмент)

Год создания

около 1495

Название

Последнее причастие святого Иеронима

Год создания

около 1495

Название

Оплакивание Христа

Год создания

1495-1500

Название

Покинутая

Год создания

около 1496

Название

Мадонна с младенцем и юным Иоанном Крестителем

Год создания

около 1495

Название

Мистическое распятие

Год создания

около 1497

Название

Отдых на пути в Египет

Год создания

1510

Название

Мадонна с младенцем

Год создания

около 1480

Название

Мадонна с младенцем и юным Иоанном Крестителем

Год создания

1490

Название

Венера

Год создания

1485-1490

Название

Мадонна с Младенцем

Год создания

1475-1500

Название

История Виргинии

Год создания

1496-1504

Название

Мадонна с Младенцем (с гранатом)

Год создания

1480-1500

Название

Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и двумя ангелами

Год создания

1490-1500

Название

Мадонна с младенцем и святой Иоанн и ангел

Год создания

около 1500

Название

Поклонение Младенцу

Год создания

1492-1498

Название

Леди в профиль

Год создания

около 1490

Название

daily planner/ diary

Год создания

15 век

Название

Мадонна с младенцем

Год создания

1485

Название

Поклонение волхвов

Год создания

1472

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

История Лукреции

Год создания

1496 - 1504

Название

История Лукреции Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон.

Год создания

ок 1500

Название

Тарквиний и Лукреция

Год создания

15 век

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Сцены из жизни святого Зиновия - Три чуда святого Зиновия

Год создания

ок 1500

Название

storie di san zanobi

Год создания

1500 - 1505

Название

Сцены из жизни святого Зиновия

Год создания

1505

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Распятие

Год создания

16 век

Название

Мадонна с младенцем и ангелом (Мадонна Евхаристии).

Год создания

1471

Название

Муж скорбей с нимбом из ангелов

Год создания

1480 - е

Название

Мадонна в розовом саду,

Год создания

1469 - 1470

Название

Мадонна.

Год создания

15 век

Название

Мадонна с младенцем

Год создания

15 век

Название

Мадонна с младенцем и шестью Святыми

Год создания

ок.1470

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Мадонна с младенцем

Год создания

15 век

Название

Обнаружение тела Олоферна

Год создания

ок 1470

Название

Возвращение Юдифи в Ваталаю

Год создания

1472

Название

Возвращение Юдифи

Год создания

1472

Название

Mадонна с младенцем и двумя ангелами

Год создания

1465 - 1470

Название

Святой Себастьян

Год создания

1473

Название

Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи Старшего

Год создания

1474

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Рождество

Год создания

ок 1475

Название

Благовещение

Год создания

1490

Название

Сюжет 8

Год создания

15 век

Название

Мадонна в лоджии

Год создания

ок 1467

Название

Поклонение волхвов

Год создания

1470 - 75

Название

Мадонна с младенцем и Св.Иоанном Крестителем

Год создания

1468

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Esther at the Palace Gate

Год создания

ок.1480

Название

Trois scènes de l'histoire d'Esther ...

Год создания

16 век

Название

The Triumph of Mordecai, from the Story of Esther.

Год создания

15 век

Название

БЛАГОВЕЩЕНИЕ. ФРАГМЕНТ

Год создания

1490

Название

Мадонна с младенцем

Год создания

15 век

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Портрет юноши в красной шапочке

Год создания

1477

Название

Рождество Христово

Год создания

1476 - 1477

Название

Джулиано Медичи

Год создания

1475

Название

Мадонна с младенцем и восемью ангелами

Год создания

около1478

Название

Святой Доменик

Год создания

между 1498 и 1505

Название

Мадонна с младенцем

Год создания

ок.1461 - 1485

Название

Портрет Джулиано Медичи

Год создания

1478-1482

Название

«Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи"

Год создания

1474 - 75

Название

saint francis of assisi with angels

Год создания

ок 1475 - 80

Название

Святой Августин Блаженный

Год создания

1488 -1490

Название

Блаженный Августин

Год создания

15 век

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

«Портрет молодой женщины». Картина хранится в Берлинской галерее. В модели предполагают Симонетту Веспуччи, или же мать или жену Лоренцо Великолепного.

Год создания

1476—1480 гг.

Название

Мадонна магнификат

Год создания

1481-1485

Название

St Jerome

Год создания

1500

Название

Мадонна, сцена: Мария с младенцем Христом и пятью ангелами, тондо, деталь

Год создания

1483

Название

Мадонна магнификат (фрагмент)

Год создания

1481-1485

Название

Мадонна Магнификат, фрагмент

Год создания

1481 - 85

Название

Благовещение

Год создания

Неизвестно

Название

Благовещение (фрагмент)

Год создания

Неизвестно

Название

Благовещение (фрагмент)

Год создания

Неизвестно

Название

Женский портрет

Год создания

1485

Название

Мадонна и юный Иоанн Креститель, поклоняющиеся младенцу

Год создания

неизвестно

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Неизвестно КРУГЛЫЙ ... Мадонна поклоняясь Ребенок с Сент-Джон

Год создания

16 век

Название

Неизвестно

Год создания

Неизвестно

Название

Фрагмент картиныМадонна с Младенцем и двумя ангелами. Голова Мадонны

Год создания

1468 - 1470

Название

Мадонна с младенцем, двумя ангелами и юным Иоанном Крестителем. Фрагмент

Год создания

1465 - 67

Название

Поклонение волхвов

Год создания

Неизвестно

Название

Весна (Примавера)

Год создания

1485

Название

Весна (фрагмент)

Год создания

1485