Кент Рокуэлл — американский пейзажист, рисовальщик, график, писатель. Учился у представителя пленэрной школы художника Уильяма Меррита Чейса в Шиннекоке на Лонг-Айленде, затем у Роберта Генри в школе искусств в Нью-Йорке, где посещал также классы Кеннета Миллера. Раннее творчество Кента отмечено чертами символизма, его картины близки мистической фантастике Уильяма Блейка. Но уже в этот период художник создает тип обобщенного величественного пейзажа с фигурами в традициях живописи Уинслоу Хомера. Первые живописные работы Кента посвящены суровым северным ландшафтам Вермонта и Нью-Гэмпшира. Позднее художник посетил Ньюфаундленд, Аляску, Огненную Землю, север Гренландии. Его путешествие на Север началось с острова Монхеган. На острове, расположенном у северо-восточного побережья США, Кент, отказавшись от материальной помощи семьи, зарабатывал себе на жизнь тяжелым трудом. Он ходил в море на лов омаров вместе с местными рыбаками, бурил колодцы. Об этом периоде своей жизни Кент писал: «Там, на острове Монхеган, вечерами после работы, когда я откладывал в сторону тиски и сверла, молоток и гвозди, в дни, когда волнение на море было слишком сильным, чтобы выходить на лов, и по воскресеньям я писал — писал с жаром, который... рождало во мне тесное общение с природой — с морем и землей, со всем пылом души, который становился все сильнее от преклонения перед величием вселенной... Мне казалось, что я должен хоть в какой-то степени воссоздать мир таким, каким я его видел, ощущал и понимал...» В ранних работах Кента заметно влияние У. М. Чейса. В картине «Скала. Монхеган» (1906, собрание Дж. Уайета, США) художник изобразил берег с темнеющими скалами и зыбкую, дымчатую поверхность моря, неотделимого от сливающегося с ним неба. Написанная в импрессионистической манере, эта работа похожа на пленэрную живопись Чейса. В таком же ключе выполнено и полотно «Зима. Монхеган» (1906, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), в котором живописец изображает берег залива и зеленоватую морскую гладь с плывущей по ней рыбачьей лодкой. У горизонта море становится более светлым, а небо, раскинувшееся над ним, написано в лимонно-желтых тонах. Впечатление пронизанного холодным ветром зимнего дня создается с помощью колорита, выдержанного в желтых, голубых, зеленых оттенках. Гармонично вписывается в картину суровой природы человек, вынужденный бороться за свое существование с силами стихии. Тяжелый и самоотверженный труд людей, окруженных неласковой природой севера, стал основной темой творчества Кента. Одна из лучших его картин монхеганского периода — «Труженики моря» (1907, Музей американского искусства, Нью-Бритен, Коннектикут).Природа предстает перед зрителем в виде волнующегося темно-синего моря, над которым нависает огромная и неприступная темная скала. Завораживает взгляд яркое, без единого облачка, высокое небо. Звучные и насыщенные краски придают картине особую выразительность и прелесть. С мрачной скалистой громадой контрастируют юркие лодки рыбаков, которые на фоне прекрасной и торжественной природы кажутся хрупкими и беззащитными. Люди в них заняты своим обычным делом — ловлей омаров. Художник очень точно передает то напряжение, с которым один из рыбаков пытается удержать лодку в устойчивом положении, преодолевая мощь ветра и морской волны. Противопоставляя величественным просторам морской стихии маленькие фигуры людей, художник не скрывает своего восхищения силой и смелостью человека, на крошечных суденышках вторгшегося в суровый и равнодушный мир дикой природы. В этом произведении, как и во многих других своих работах, Кент следует традициям национального искусства, в частности творчества У. Хомера, воспевшего в своих картинах нелегкий труд рыбаков. В 1907 г. в галерее Клозена в Нью-Йорке прошла первая персональная выставка Рокуэлла Кента, которая принесла художнику большой успех. Мысль о единстве человека и природы наполняет полотно «Люди и горы» (1909, Галерея изящных искусств, Колумбус, Огайо), выполненное в темной цветовой гамме. В этой картине еще достаточно много воздуха и света, но постепенно из живописи Кента уходит пленэрность. Эпическое мировосприятие свойственно многим его пейзажам, написанным на Монхегане и в Беркшире («Мэнское побережье», 1907, Музей искусств, Кливленд, Огайо). В последующих произведениях Кента усиливается эпическое звучание; художник стремится уместить на полотне как можно больший фрагмент, изображающий природу. Композиция становится панорамной, а предметы — деревья, камни, дома — уменьшаются в размерах. Такова картина «Деревня на острове. Мэнское побережье» (1909, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Кажется, что ели на первом плане и сгрудившиеся домики поселка готовятся отразить натиск природной стихии. Большую роль в картине играет свет, являющийся проявлением духовного начала. Свет создается художником с помощью контрастов Желтого и фиолетового, оранжевого и синего. Спокойная морская гладь, Уходящая далеко за горизонт, белые облака, похожие на заснеженные горы, остров, напоминающий необыкновенное животное, высунувшее спину из морской пучины, — все подчеркивает величие равнодушной и спокойной природы, такой Далекой и одновременно близкой человеку. С «Тружениками моря» сходна по тематике картина «Сейнеры» (1910, Музей Дж.-Г. Хиршгорна, Вашингтон). Кент изображает рыбацкие лодки в открытом море, над которым нависли темные, мрачные тучи. Прерывистые ритмы движения парусников, некоторая грубость рисунка, экспрессия образов вносят в произведение черты символизма, в изображении природы заметно стремление художника решить проблему судьбы, которая предстает в образе мрачной и чуждой человеку природы. Тема рока свойственна и полотну «Вниз, к морю» (1919, Бруклинский музей, Нью-Йорк), изображающему прощание с семьями уходящих на промысел рыбаков. Кажется, что мачты шхун, поднимающиеся за спинами людей, воплощают то неизбежное и неведомое, что ожидает человека в холодном и враждебном море. В 1911 г. пятнадцать картин, среди которых «Люди и горы», «Вниз, к морю» и «Сейнеры», были представлены на выставке независимых художников, проходившей в галерее Архитектурного общества изящных искусств в Нью-Йорке. В 1914 г. художник вместе с семьей поселяется на острове Ньюфаундленд. Картины, написанные в этот период, своей экспрессивной манерой напоминают работы Альберта Райдера, они пронизаны настроениями пессимизма и одиночества. Человек в этих полотнах противопоставлен жестокому миру. Тот же мотив судьбы присущ и графике художника, относящейся к этому времени («Жертва моря. Ньюфаундленд»). Море, небо и вся окружающая природа предстают в этих произведениях черными и мрачными, глубоким трагизмом веет от образов рыбаков. В 1915 г. Кент вместе с женой и детьми возвращается в Нью-Йорк, где делает рисунки для периодических изданий. Эти работы, выполненные в юмористической манере, напоминают графику Обри Бёрдсли. С 1918 г. художник вместе с восьмилетним сыном Рокуэллом живет на Аляске, на острове Лисьем. Отрезанный от остального мира морем (кроме Кента с сыном, на острове проживал лишь старый охотник Олсон) художник продолжает свои творческие поиски. Рисунки, созданные на острове, позднее вошли в книгу «Дикий край» (1920). В этих произведениях символика в духе У. Блейка соединилась с реальными картинами природы Аляски. Такие же мистические образы наполняют и живопись этого периода («Северный ветер», 1919, собрание Филипс, Вашингтон). В картине «Путешественники. Аляска» (1919, собрание Э. Энгстрома, США) художник изображает море, горы, парусные суда, над которыми парит мощная фигура человека с раскинутыми руками, вероятно, олицетворяющая стихию ветра. Кент не устает восхищаться красотой природы севера — ее морем, снежными вершинами, сверкающими льдами, прекрасным и торжественным небом («Аляска. Вид с Лисьего острова зимой», 1919, ГМИИ, Москва; «Медвежий ледник», 1919, частное собрание, США). Великолепная природа Аляски ярка и светла, но в то же время холодна и загадочна. Две выставки в Нью-Йорке, на которых Кент представил свои работы, созданные на Аляске, принесли ему большой успех. С интересом была принята и его книга «Дикий край». Вслед за успехом к художнику приходит и материальное благополучие. Весной 1922 г. Кент совершил поездку на Огненную Землю. Впечатления от этого путешествия вылились в его живописные работы «Гавань Парри. Огненная Земля» (1922, Музей западного и восточного искусства, Киев), «Овечья страна. Огненная Земля» (1922, ГМИИ, Москва). Вековым покоем и оцепенением охвачена природа в картине «Пролив Адмиралтейства. Огненная Земля» (1922, Эрмитаж, Санкт-Петербург). -Неподвижно все — вода, небо, горные вершины, покрытые снегом. Таинственное молчание, пронизывающее пейзаж, наполняет изображение мистическим звучанием. Полотна, посвященные Огненной Земле, представляют природу далекой и загадочной, зритель чувствует себя сторонним наблюдателем, отгороженным от этих ландшафтов невидимой стеной, не позволяющей ему перешагнуть границы изображаемого. Панорамность, свойственная картинам, написанным на Огненной Земле, присутствует и в графических работах с этими же мотивами («Мыс Хейкок», «Бухта Джексон-бей», «Залив Адмиралти-Саунд», «Остров Коркхилл»). Эти рисунки художник использовал в качестве иллюстраций к своей книге «Плавание к югу от Магелланова пролива» (1924). Природа в них уже не символична и не обобщена, как в рисунках, созданных на Аляске, а узнаваема и реальна. В 1925 г. художник живет в небольшой деревушке Бонсон в Приморских Альпах. К этому времени относятся его пейзажи, посвященные средиземноморским ландшафтам («Приморские Альпы», собрание С. Кент Гортон, США; «Бонсон. Приморские Альпы», 1925, Музей западного и восточного искусства, Киев). В 1926 г. Рокуэлл Кент вместе со своей второй женой Френсис Ли поселился в Ирландии. За четыре месяца жизни в этой стране художник создал более тридцати картин, посвященных ее природе («Ирландское побережье», 1926, ГМИИ, Москва; «Старролл. Донегол. Ирландия», 1926-1927; «Стог Дэна Уор-да», 1926-1927 — обе в Эрмитаже, Санкт-Петербург). В этих пейзажах вновь появились черты символизма, особенно заметные в картине «Кораблекрушение. Ирландское побережье» (1927, Сани колледж, Платс-берг, штат Нью-Йорк). Художник изображает рыбацкую шхуну, терпящую бедствие в море. С берега катастрофу безропотно наблюдают застывшие в оцепенении женщины. В картине отразился интерес к теме рока, свойственный ранним произведениям художника. Человек на этом полотне — лишь маленькая песчинка в огромной Вселенной, он беспомощен перед лицом грозной и безжалостной природы. Несмотря на символический смысл этой композиции, море, скалы и небо в ней кажутся удивительно реальными. Эти же пессимистичные настроения свойственны серии гравюр на дереве. Навеяна воспоминаниями о том, как Кент с сыном едва не погибли в море во время пребывания на Аляске, гравюра «Конец», на которой художник изобразил терпящую бедствие лодку в бушующем море. Человек в лодке не оказывает сопротивления стихии, он скрестил руки на груди и безропотно ждет конца. Тема моря становится главной для ксилографии Кента («Море и корабль», «Бушприт», Ныряльщик», «Привет и прощание», «Купальщик», «Дрейфующий»). Художника волнует судьба человека, оказавшегося наедине со стихией. Поэтическим чувством отмечены гравюры «Человек у мачты» (1929), «Девушка у воды» (1930). В 1929 г. на маленьком суденышке в качестве третьего члена экипажа Кент совершает путешествие в Гренландию. В 1931 г., а затем в 1934 г. он вновь посещает остров. Результатом этих поездок стала замечательная серия гренландских пейзажей, написанных с конца 1920-х до 1940-х гг. («Серый день в Гренландии»; «Возвращение охотника Северная Гренландия» — оба в ГМИИ, Москва; «Север», собрание Райэн, Шарлоттсвилл, Вирджиния; «Фиорд Кангердлурссук»). Картины отличаются строгой монументальностью композиции, четкой цветовой гаммой, точно раскрывающей эпическое мироощущение художника. Разнообразные колористические оттенки, окрашивающие северное море и лед, удивительные краски скалистых вершин и низкого неба, нюансы освещения, времен года и погоды в одном и том же пейзажном мотиве придают полотнам этой серии поразительную жизненную убедительность и оставляют У зрителя ощущение причастности к грандиозному и прекрасному миру природы. Величественный гренландский ландшафт предстает перед зрителем в полотне «Ноябрь в Северной Гренландии» (ГМИИ, Москва), изображающем поселок Игдлорсуит на берегу пролива. На переднем плане Ритель видит маленькие домики оселка и людей, снующих по заснеженному берегу. По воде плывут большие и маленькие льдины, начинающие по форме диковинных зверей или горные вершины и составляющие на ровной поверхности воды причудливый белоснежный узор. У светлого горизонта темнеют горные вершины, воплощающие дальние, неведомые края, куда не ступала НОГЕ человека. Все в картине наполнено жизнью и движением. Движутся айсберги, похожие своей формой на дома поселка и на далекие горы, движутся люди. Кажется, что горные вершины и дома также проплывают перед взором зрителя. Все в этом мире существует взаимосвязанно и гармонично: и люди, и природа. Особую прелесть этому произведению придает его колорит, соединивший теплые золотистые и розовые оттенки с холодными фиолетовыми, бирюзовыми, серыми тонами. Призрачный свет ноябрьского солнца еще освещает горы, морские воды и поселок, но вскоре все окутает ночная мгла. Представленная Рокуэллом Кентом удивительно реальная картина северной природы дает зрителю возможность почувствовать себя путешественником, посетившим эти прекрасные края, и вместе с художником восхититься неповторимым очарованием северного мира. Отличительной особенностью большинства произведений Кента является очеловеченность природы, в которой всегда ощущается присутствие воли и целеустремленности людей («Собаки в фиорде Кан-гердлуарссук», 1932-1933; «Возвращение охотника», 1933; «Эскимос в каяке», 1933; — все в ГМИИ, Москва).Большой интерес представляют и графические работы, рассказывающие о жизни обитателей Гренландии среди прекрасной природы севера. Большинство этих произведений вошли в книги Кента «Курс N by Е», «Саламина» и «Гренландский дневник». К этому периоду относятся замечательные иллюстрации Кента ко многим произведениям мировой классики (Дж. Боккаччо, У. Шекспир, «Фауст» И. В. Гёте, «Гаврилиада» А. С. Пушкина, «Листья травы» У. Уитмена, «Моби Дик» Г. Мелвилла. Иллюстрации Кента очень точно отражают ритм литературного произведения и стилистическую природу его образов. Его рисунки к «Моби Дику» Мелвилла отмечены романтическим чувством, а иллюстрации к поэме Пушкина наполнены ясной гармонией и простотой. Как и живописные работы, рисунки передают преклонение художника перед величием и красотой природы и силой и мужеством человека.